У Акима есть принципиальное видение о том, что Латвия - это государство для всех людей и национальностей, но есть лишь один объединяющий язык. "Если мы хотим жить как единая страна, единый народ, должно быть связывающее звено, и это звено - латышский язык.
Я категорически против двуязычия, двух государственных языков, это никоим образом не сплотит нас как латвийский народ, только еще больше разделит", - считает подросток.
Он также убежден, что образование в Латвии должно быть на латышском языке. "Глупо говорить, что реформа тотально уничтожает русский язык. Это неправда, русский язык остается. У детей есть возможности учить свой язык, а такие предметы, как математика и т. д., которые никак не связаны с русским языком, преподаются на государственном", - добавляет он.
Расколото ли общество Латвии и как его объединить?
По мнению Акима, расколотое общество Латвии - это вопрос времени. "Среди моего окружения - в том числе мои русскоязычные друзья - многие поддерживают переход на латышский язык. То поколение, которое выросло в Советском Союзе - это та масса, которая еще ходит с баннерами (в поддержку русских школ. - Прим. ред.), а когда люди моего возраста достигнут 40-45 лет, этот вопрос или отпадет, или станет намного мягче. 7-8-е классы уже в той системе, где латышский язык - основной язык обучения", - считает Аким.
По его собственному признанию, у него самого ранее не было мотивации учить латышский - он был убежден в том, что, окончив школу, уедет из Латвии, и были мысли о том, "кто на нем (на латышском) вообще говорит?".
"Однако процесс формирования политических идеалов увенчался тем, что я начал сравнивать их с той реальностью, что у нас есть, и в поиске, куда бы попасть, понял, что, если я хочу делать то, что хочу - мне нужен латышский язык. Что я не могу оставаться на уровне Paldies и Uz redzēšanos, так это не работает", - подытоживает Аким.
Сейчас молодого активиста интересуют две сферы - толерантность и внешняя политика. Его цель "в плоскости огромного размера" - это
"объединить Латвию как народ и с уверенностью сказать, что в Латвии есть равенство и верховенство закона".
В будущем он видит себя для начала в качестве муниципального депутата, позднее - скорее, как депутата Сейма, так как в волнующих его вопросах толерантности и интеграции в парламенте на это можно больше повлиять, чем в правительстве, считает он.
Мнение о ровеснице Грете Тунберг
Возможно, Грета Тунберг - самый известный подросток с активной позицией, которому "не все равно". На вопрос об отношении к практически своей ровеснице Аким отвечает, что оно - "нейтральное".
"Я не люблю радикализм, я его не поддерживаю ни в каких вещах - как в либеральном, так и в консервативном крыле. Возможно, в определенных вещах он полезен, но в долгосрочной перспективе это не рабочая система. Я уважаю ее действия. Я считаю, что она занимается правильными вещами, но не могу сказать, что поддерживаю ее во всем.
Ей важно сосредоточиться на том, чтобы думать о своей деятельности в более долгосрочной перспективе. Прошлой осенью это был взрыв в общественном пространстве, а сейчас мы не видим ее в заголовках.
Это вопрос - лучше краткосрочный бум и все походили с плакатами месяц-два, или мы хотим идти к долгосрочному реальному результату, а не просто на трибуне ООН прокричать: "Вы отобрали у меня детство".