/nginx/o/2019/11/01/12705280t1hf90c.jpg)
ФОТО: Mārtiņš Otto/TVNET
Известно, что сухие исторические факты лучше всего дополняют истории тех людей, которые участвовали или были свидетелями формирования той самой истории. Поэтому, прогуливаясь по улицам и паркам Риги, на этот раз, для знакомства с местностью, я выбрал немного другую тактику - отправился бродить по району Петерсала в компании двух братьев, которые здесь родились и выросли.
Мрачное и осеннее воскресное утро. Бегу вниз по лестнице во двор дома, где меня уже ждет Мартиньш - мужчина, с которым я случайно познакомился во время перекура, и, который, почти сразу удивил меня увлекательными историями. Именно поэтому, когда я узнал, что Мартиньш родился и вырос в районе, по которому я каждый день езжу на трамвае вот уже десять лет, наша дальнейшая судьба прояснилась сразу - мы должны были вместе отправиться бродить по окрестностям Петерсалы.
/nginx/o/2019/11/01/12705962t1h5d65.jpg)
ФОТО: Mārtiņš Otto/TVNET
На конечной остановке троллейбуса - на стыке улиц Ганибу дамбис, Пулквежа бриежа и Петерсала - нас уже ждал брат Мартиньша Эйнарс, который тоже родился и вырос в этом районе. Я включил диктофон, потому что сразу понял - информации будет много.
"Вот, здесь был магазин "Vienība”, название осталось еще со времен Ульманиса. Там всегда стояла толпа людей... колбасы, напитки, конфеты, хлеб, чего только не было", начал свой рассказ Мартиньш, едва мы ступили на улицу Петерсала. Я тут же подумал, что экспериментальная прогулка будет удачной и очень интересной.
Фотограф уже прикрепил к своей камере гигантский объектив, чтобы в визуальном материале запечатлеть все, что когда-то было и что есть сегодня, поэтому мы дружной кучкой поднимаемся вверх по улице. Уже спустя несколько секунд, появляется опасная, на первый взгляд, парочка.
Словно камень с души упал, когда один из них вежливо спросил: "Helo, ju no hev tventi faif cents". Данный на чисто латышском языке ответ их рассмешил, ведь они были уверены, что мы туристы из каких-то заморских государств, слоняющиеся по городу с полными карманами денег.
Фотогаллерея: Улицы и окрестности Петерсалы
Распрощавшись с таинственной парочкой Мартиньш продолжил: "Здесь еще один важный культурный объект – книжный магазин, но когда настал час независимости, он превратился в обычную "наливайку". Мой отец сильно переживал по этому поводу".
Выпивка, понятное дело, лучше одежды, поэтому соглашаюсь с Эйнарсом. Между тем Мартиньш остановился у красного деревянного дома. У обычного прохожего постройка вряд ли вызовет какие-либо эмоции, однако, Мартиньш знает, что дом этот очень старый - построен чуть ли не во времена русского маркиза Филиппа Паулуччи.

ФОТО: Mārtiņš Otto/TVNET
Как выяснил позже, в плане 1845 года этого здания еще нет, но фигурирует в плане 1883 года, поэтому он, вероятно, был построен между этими периодами. Это типичное одноэтажное деревянное здание 19-го века с мезонином - комнатой на крыше. Такие дома массово строили после пожара 1812 года, во время восстановления пригорода, и они соответствовали обязательным, централизованно определенным модельным фасадам. Это требование было отменено только в 1840-х годах.