В "Доне Жуане" Иво ван Хове время действия можно определить лишь условно: примерно середина прошлого века, мужчины одеты в современные деловые костюмы, в неброских нарядах дам чувствуется легкий налет ретро.
Место действия напоминает декорации фильмов нуар: в асфальтовых джунглях всегда царит ночь, пар стелится над мостовой, в мрачных бетонных домах со множеством лестниц и переходов светятся окна, но там никто не живет. И лишь к концу спектакля эти дома заселяют люди: на окнах появляются занавески, на подоконниках – цветы.
Середина прошлого века – любимый период прославленного бельгийского режиссера Иво ван Хове: его спектакли по фильмам Бергмана, по мотивам "Теоремы" Пазолини, "Гибели богов" и "Одержимости" Лукино Висконти и картины "Все о Еве" Джозефа Манкевича стали театральными сенсациями.
В его постановках играли такие звезды как Джуд Лоу, Джиллиан Андерсон, Лили Джеймс, Майкл Стронг, Брайан Крэнстон.
И именно Иво ван Хове Дэвид Боуи доверил постановку своего предсмертного мюзикла "Лазарь".
История легендарного соблазнителя разыгрывается в спектакле ван Хове как история властных игр, а сцена становится местом, где эмоции порой достигают шекспировского накала.
К деловитому дону Жуану, который "харрасит" женщин, самоутверждаясь за счет любовных побед, режиссер относится без снисхождения, показывая его лишенным эмпатии, злоупотребляющим доверием окружающих деструктивным типом, хотя и не лишенным обаяния.
Дамы, которых домагается дон Жуан, похожие на эмансипированных секретарш из фильмов Хичкока, дерзко отвергают его ухаживания, отказываются быть жертвами, словно впитали идеи движения #metoo с пеленок.
Противоречивые желания и страсти героев сосуществуют и борятся друг с другом, втягивая нас, зрителей, в водоворот сомнений и колебаний и тем самым выбивая из зоны комфорта.
Разрядка возникает в комических сценах, которыми изобилует опера, например, в сцене где дон Жуан и Лапорелло переоблачаются друг в друга, дабы провести донну Эльвиру.
А грозная поступь судьбы слышится лишь в конце оперы, когда статуя Командора является к дону Жуану. Впрочем и на пороге смерти повеса оказывается неисправим, словно собирается соблазнять женщин даже в аду...
Если в мизансценах чувственность проявляется лишь подспудно (дон Жуан позволяет себе распускать руки, но не более того), то в исполнении оркестра под руководством дирижера Филиппа Джордана она бьет ключом. Как и в голосах солистов: состав собран хоть и не самый звездный, но блистательный. Партию дона Жуана исполняет канадский тенор Этьен Дюпуи, его слуги Лапорелло – канадский бас-баритон Филипп Слай, в роли Командора блистает эстонский бас Айн Ангер, по-своему хороши тенор Станислас де Барбейрак (Оттавио) и баритон Михаил Тимошенко (Мазетто). Настоящим украшением оперы стали женские голоса-сопрано: Жаклин Вагнер (донна Анна), Николь Кар (Эльвира), Элза Дрейсиг (Церлина).
Если будете в Париже, обязательно сходите на "Дона Жуана", получите удовольствие. Следующие спектакли: 21, 24, 29 июня; 1, 4, 7, 10 и 13 июля, а также в марте и апреле 2020 года.
Подробная информация: www.operadeparis.fr
Галерея: опера "Дон Жуан" в Париже