Режиссер Кирилл Серебренников в ноябре привозил в Ригу свой московский спектакль «Обыкновенную историю». Классический сюжет Ивана Гончарова в трактовке Гоголь-центра стал байкой о крушении юношеских иллюзий и нравах современной бизнес-среды. Спектакль давали в Национальном театре, зал был - битком, вечер удался, москвичам апплодировали стоя. Можем теперь и мы поспорить: хорошо ли так лихо, талантливо, жестко - наотмашь! - «осовременивать» русскую классику?
История, рассказанная театром, и правда совсем обыкновенная -
А в лице дядюшки, на покровительство которого племяш очень рассчитывает, встречается с жесткими нравами иной социальной среды. Юношеские мечты и идеалы рушатся, рушатся, рушатся...

Народная артистка РФ Ольга Науменко - в роли вдовы Тафаевой
ФОТО: Пресс-фото, Гоголь-центр
Юный герой - это Саша Адуев (в исполнении актера Филиппа Авдеева). Он поначалу брыкается, обвиняя дядю в ужасном цинизме и отсутствии идеалов. Но в конце концов становится циником - похлеще дядюшки. А ведь тот и сам проделал некогда путь из провинции в столицу, и он, увы, все знает про Сашу наперед... Непростой ценой дядюшка дорос до статуса преуспевающего дельца. Петра Ивановича Адуева играет актер Алексей Агранович, и играет совершенно гениально. Его герой не вписывается в простые схемы («хороший» - «плохой»). Он - яркий, сложный, противоречивый. И... уязвимый.
А Сашенька Адуев проживает на глазах у зрителя один за другим несколько очень непростых житейских сюжетов. И несколько любовных историй - ох, столько же в них понамешано всего...
. Иные предложены обстоятельства и антураж, но суть-то, она одна. Совпало, сложилось без всяких натяжек, потуг «на ретро».
Великолепна в «Обыкновенной истории» сценография, в которой ничего, напоминающего о временах Гончарова, и близко нет. Обстановка лаконична, образна и точна в приметах. (Говорят, многие ходы придуманы именно режиссером). Ясно, например, что столица - Москва. Где ж еще сегодня искать провинциальному мальчику славы и счастья?.. Холодным неоновым светом горят громадные буквы «О» (или - нули?) - ах, во что они только не складываются!.. Трансформируются, создавая объем пространства, времени. Становятся - как на спиле дерева- годовыми кольцами прожитых лет.
Разве что речь героев в этой вечной, как мир, истории... несколько несовременная. Звучит старомодно. Так ли говорят двадцатилетние!.. И тогда вспоминаешь - ой, это ж все-таки Гончаров?!.. Персонажи из середины ХIХ века проживают теперь предложенные им обстоятельства в реалиях века ХХI.
На сайте Гоголь-центра, там, где речь идет именно об «Обыкновенной истории» такой подход к прочтению классики предваряется цитатой из Кирилла Серебренникова:
и вызывала такие же острые дискуссии, как те, что проходят сейчас вокруг книг Владимира Сорокина или Захара Прилепина – словом, это была сильная по своему воздействию литература. Хотелось бы, чтобы у нас она прозвучала на таком же уровне остроты и полемичности».
Ясно, что нам повезло увидеть в Риге театральную работу, о которой давно и непримиримо спорит театральная Москва («Обыкновенная история» в Гоголь-центре - премьера весны 2015 года). Тем более повезло, что
Гастроли ноября смогли состояться благодаря фонду Петра Авена «Поколение», поддержавшему дружбу и сотрудничество театров материально, кстати, поэтому и цены на билеты на этот раз тоже были совсем не московскими. Есть надежда, что встреча с командой Кирилла Серебренникова для рижан далеко не последняя. Ведь с нашим Национальным театром режиссер дружит уже семь лет.